Мой взгляд на профессию

Мой взгляд на профессию

  Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми. Как только осознала, что я - музыкант. Но произошло это не вдруг... Моя мамочка, п...

вторник, 10 марта 2020 г.

Развитие певческого дыхания (консультация для музыкальных руководителей и воспитателей)


   Успешность формирования певческих данных у детей дошкольного возраста во многом зависит от умения пользоваться дыханием. В этом возрасте главное не процесс вдоха. Надо больше внимания уделять выдоху.
   1. Для спокойного, плавного пения. При звукоподражании свисту ветра - Ссс, шуму деревьев - Шшш, полету пчелы - Жжж.
   2. Для волевого, но сдержанного пения. При изображении метели - Шшш, работы насоса - Ссс, дрели - Ззз.
   3. Для эмоционального пения в быстром темпе. Изображение сердитой кошки - Ффф, пилит пила - Ссс, заводится мотор - Ррр.

   При регулярных упражнениях ребёнок овладевает навыками управления ритмом дыхания и движения. Развивается процесс самоконтроля и произвольность. И особенно полезны детям с гиперактивностью и дефицитом внимания.
   Многие упражнения рассчитаны на работу с воображаемым предметом, что создает условия для развития свободы воображения, фантазии и двигательной импровизации.
   Активный и эмоциональный выдох.  Детям не просто объяснить сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать в играх. Ребёнку надо только напоминать,  что вдох всегда делается через носик.

   Свечи.  Руководитель вводит в игру игрушку, у которой сегодня день рождение. Дети рисуют  торт со свечами или лепят его из пластилина. Каждый ребёнок загадывает желание. Для его исполнения надо погасить свечки. Представим, что пальчики - это свечки. Дети задувают их, а руководитель считает число погашенных свечей.

   Горячая картошка.  Игра - розыгрыш. Руководитель называет разные фрукты, которыми детей угощают на дне рождения. При помощи мимики и жестов, надо показывают вкусные они или нет. И, вдруг, попадается горячая картошка. Держа её во рту, остужаем при помощи дыхания. Это упражнение также хорошо использовать для развития артикуляции.

   Цветок.  Дети в ладошках держат воображаемый бутон цветка. Каждый ребёнок рассказывает, каким он его представляет. Вдох - вдыхаем аромат. На выдохе произносим: "Ах, какой красивый!", пропевая гласные звуки.

   Одуванчик. Дети соединяют ладошки так, как будто это нераскрывшийся одуванчик. Вот он распускается - ладошки раскрываются, пальчики приподнимаются вверх, изображая пушинки. Дети дуют на них - ффф и пушинки разлетаются. Вот они полетели высоко, высоко.

   Ветерок. Вместе с детьми можно сочинить историю про весёлый ветерок, который живёт на кончиках пальцев. Он любит кружиться, взлетать высоко, опускаться, замирать. Дети плавными  движениями рук показывают его действия, фиксируя внимание на пальчиках.
   Мы подуем высоко.  Дети поднимают руки вверх.
   Мы подуем низко.    Приседают, руки опускают вниз.
   Мы подуем далеко.   Встают, руки вытягивают прямо вперёд.
  Мы подуем близко.   Подносят ладошки ко рту.
   Выдох дети производят на Ссс, подражая ветерку.

   Пёрышко.  Для эмоционального восприятия образа, руководитель показывает детям разноцветные пёрышки.  Предлагает нарисовать птицу, которая их потеряла. Как подарок от неё, раздайте каждому ребёнку по пёрышку.
   Изображая ветер, ребёнок отпускает и дуют на него так, чтобы оно не упало на пол.

Для игры можно использовать различные предметы: надувные шарики, листочки, платочки, ленточки. Их выбор зависит от содержания произведения, над которым предстоит работать. При подаче материала, главное - создать благоприятную атмосферу раскрепощённости и непринужденности.

   При выполнении упражнения парами или всей группой (с одним пёрышком), создаются благоприятные условия для развития внимания и реакции. Дети учатся согласовывать  движения, формируются дружеские взаимоотношения между ними
    Счет до 5. Игра - соревнование. На одном выдохе ребёнок считает до 5. Кто больше раз это сделал - выиграл. Для выполнения этого упражнения от ребёнка потребуется концентрация внимания и выдержка. Оно способствует развитию самоконтроля и артикуляции.
   Согласованность движений и дыхания необходимы для развития регулирования процесса возбуждения и торможения. Она опирается на эмоционально - волевой компонент самостоятельности, формирует желание сделать.

   Гармошка.  Хорошо, если у вас есть этот инструмент. Можно наглядно показать детям принцип игры. Познакомить со звучанием. За отсутствием, используйте иллюстрации и для слухового восприятия - звукозаписи. Большой восторг у детей вызывают "гармошки" из бумаги. Попробуйте их сделать вместе с ними.                  
   Дети в руках держат воображаемый инструмент. Вдох (носиком) - растягивают меха. Сжимают -  выдох - Ууу.   
   Иногда упражнение может  послужить поводом для проявления и реализации детской фантазии. Даша предложила при выдохе, каждому ребёнку петь звук, им самим выбранный. Получился маленький оркестр гармонистов. А если есть оркестр - нужен дирижер.

   Дирижер. Эта игра дает возможность ребёнку проявить себя, формирует желание сделать, выявляет лидерские качества. Развиваются тактильные ощущения.
   Руководитель, на начальном этапе, помогает юному дирижеру освоить навыки управления коллективом, придерживая его руки. Объясняет и показывает значение жестов. Главное, чтобы ребёнок почувствовал момент вдоха и начало движения рук.

 Дрова.  Для лучшего восприятия действия, развития воображения и мотивации, можно ввести в игру игрушку. Её выбор зависит от песни, которую дети будут исполнять после упражнения. Руководитель рассказывает историю, например, о зайчике,  который долго добирался по лесу к детям и очень замёрз. Надо натопить печку, а дров нет.
   Готовность помочь, воспитание щедрости души - это дополнительные задачи, которые решаются в процессе игрового действия.
   Руководитель произносит текст, акцентируя сильную долю на инструменте, имитирующий удар топора по дереву. Темп должен быть удобен для выполнения упражнения.
                 Раз дрова, два дрова.
                 Раскололся ствол едва.
                 Бух дрова, бах дрова.
                 Вот уже полена два.
   Дети изображают дровосеков. Делают вдох через нос, сгибаются - выдох на Ух, Ах.

   Чайник.  Много дров накололи ребята. Разогрели плиту и поставили греться чайник.
  Дети одной рукой изображают чайник, другой - крышку. На вдохе крышка поднимается, на выдохе - опускается: паф, паф.

   Нитки. Для упражнения используются нитки, обязательно светлых тонов и приятные на ощупь. Можно разложить перед детьми несколько мотков разных цветов. Пусть ребёнок сам выберет понравившийся ему цвет и согласную, которую будет использовать при выдохе. 
    Одной рукой ребёнок придерживает моток, пальчиками второй руки держит кончик нитки.  Начинает вытягивать нитку с момента выдоха - Ссс, то тех пор, пока дыхание не закончится. Главное, чтобы ребёнок ощущал и контролировал свои действия.
    Если это упражнение вызывает какие-то затруднения, можно предложить другой вариант работы. Надо подготовить отрезки ниток разной длины. Они раскладываются в ряд на столике. Ребёнок, проводя пальчиком вдоль нитки, делает  выдох. Акцентируйте его внимание на начале и окончание дыхания в соответствии с длиной отрезка.
   Чтобы усложнить задачу, можно использовать отрезки ниток разных цветов. Оговорите с детьми соответствие цвета и звука. Например, если нитка желтого цвета - выдох на С, а красного - Ш.
 Эти упражнения хорошо использовать для развития тактильных ощущений, памяти, реакции, активизации внимания.
   Коллективные упражнения и игры создают благоприятные условия для работы ребёнка в группе. Способствуют развитию слуха, внимания и реакции.  Дети учатся чувствовать и воспринимать действия друг друга и согласовывать  движения.
   Насос. Работа парами. Один ребёнок изображает мячик, другой - насос. Пусть каждая пара расскажет, какого цвета и размера мячик они будут надувать. Дети должны четко представлять цель. Согласовывая свои действия, они приобретают навыки сотрудничества, умения принимать общее решение.
   Руководитель оговаривает с детьми условия упражнения. "Мячик" должен внимательно контролировать работу насоса. От этого зависит, надуется он или нет.
   Ребёнок, изображающий насос, делает вдох носиком, сгибается - выдох Ссс. При каждом выдохе насоса, "мячик" постепенно надувается: поднимается, приподнимает голову, разводит руки в стороны, встает на пальчики. 

   Пузырь. Дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребёнок, изображающий насос, действует аналогично предыдущей игре. Руководитель комментирует действия:
              Надувайся пузырь, надувайся большой.
              Оставайся, пузырь, вот такой, вот такой.
              И не лопайся. Лопнул!
"Пузырь" постепенно расширяется и лопается, выпуская воздух - шшш. Дети сужают круг.

   Примечание. Упражнения и игры на развитие певческого дыхания не требуют поэтапного и последовательного выполнения. Дети различных возрастных групп с удовольствием участвуют в игровом процессе, но с качественной различной подачей материала.
   Руководитель, при работе над звукоизвлечением, должен постоянно фиксировать внимание ребёнка  на процессе правильного взятия дыхания, пока он не превратиться в привычку, в умение, в инстинкт.


Комментариев нет:

Отправить комментарий