Мой взгляд на профессию

Мой взгляд на профессию

  Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми. Как только осознала, что я - музыкант. Но произошло это не вдруг... Моя мамочка, п...

вторник, 10 марта 2020 г.

Программа по вокалу (5-6 лет)


Содержание
Введение

1.Целевой раздел
        1.1.Пояснительная записка
 - цели и задачи реализации Программы
 - принципы и подходы к формированию Программы
 - значимые для разработки и реализации Программы  характеристики 
          1.2.Планируемые результаты освоения детьми возрастных групп Программы 

2.Содержательный раздел 
            2.1. Содержание педагогической работы по освоению Программы 
            2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
               2.2.1.Формы организации образовательной процесса
               2.2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3.Организационный раздел 
     3.1.Кадровое обеспечение
     3.2.Организация   воспитательно - образовательного процесса 
     3.3.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
     3.4 .  Материально-техническое обеспечение и развивающая среда
     3.5. Особенности организации Программы

Заключение.

Список используемой литературы.
















Введение.
     
Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб. Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.
Программа основана на постепенном развитии индивидуальных способностей ребенка от простого к сложному

Программа ориентирована на работу с детьми с разными вокальными данными.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Срок реализации Программы -2 года.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.

1.     Целевой раздел
1.1.          Пояснительная записка
Программа «Вокальный ансамбль - Вдохновение» обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОО вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Данная образовательная программа является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.
1.      При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон»; методики Карла Орфа «Музыка для детей»; Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. Санкт-Петербург. 2008 г. ; Орлова Т.М., Бекина С.И.«Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программы «Певческая Школа» В. В. Емельянова.
Все перечисленные программы и методики имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школах, школах искусств.
Целью данной программы является формирование эстетической культуры дошкольника; развитие вокальных способностей  всех детей, испытывающих тягу к творчеству, эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции К каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Ведь многие современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и была посвящена данная программа. Для активизации голосового аппарата и улучшения дикции применяются скороговорки, артикуляционная гимнастика, метод мелодекламации, прием мысленного пропевания с беззвучной артикуляцией. Использование в вокальной деятельности разнообразных методик  либо их элементов делает занятия интересными, насыщенными.
В соответствии с данной целью формируются задачи:
1.     - Формирование интереса к вокальному искусству.
2.     - Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3.      - Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4.      - Развитие умений различать звуки по высоте;
5.     - Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого       дыхания, артикуляции.
6.     - Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
7.     - Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
8.     - Совершенствование вокально-хоровых навыков
9.      - Формирование красивой осанки, правильной походки
10.   - Совершенствование чувства ритма, музыкальности
11.  - Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
12.  Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
13. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
14. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
15. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей  детей соразмерно личной индивидуальности;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы может быть основой для организации образовательно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп воспитанников, так и отдельно взятых детей;
- песенный репертуар подобран с учетом возрастных особенностей детей, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности детского сада, и может меняться в зависимости от голосовых данных и возможностей детей.
Принципы построения программы:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
 - принцип успешности;
 - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
 - принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Принципы построения работы с детьми:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность.
2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей
3. Принцип доброжелательности и открытости.



Характеристики, значимые для разработки и реализации программы «Вокальный ансамбль - Вдохновение»
Характеристика возрастных возможностей вокального развития детей 5-6 лет
На шестом году жизни у ребёнка уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре—си первой октавы; налаживается вокально – слуховая координация.
Ребёнок начинает осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника).
Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.
Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.
В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных песенно-танцевальных композициях – более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.

Характеристика возрастных музыкальных возможностей детей седьмого года жизни
На 7 году жизни ребёнок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности: повышается работоспособность нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом (хотя вокальные связки сформируются только к 12-ти годам, поэтому для ребёнка характерно хотя и негромкое, но звонкое и напевное пение. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до1-до2 (ре-2 проходящая), хотя по – прежнему дети различаются по типу певческого голоса- высокого или низкого.
Большинство ребят имеют большой запас песен, выделяют любимые, как правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни. Осознанно осваивают различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар.
В этом возрасте при эффективном педагогическом воздействии дети могут свободно овладеть культурой певческого исполнительства. При собранности внимания они способны чисто интонировать, но при малейшем отвлечении некоторые из них поют нечисто. Ритмический и динамический ансамбль почти всегда отличается слаженностью и не вызывает затруднения.
Дети могут самостоятельно петь по долгу, однако это не всегда желательно.
Дошкольники с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию, однако подбирать на слух могут лишь музыкально одарённые.

1.2.                 Планируемые результаты освоения детьми возрастной группы  Программы:
 Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой  относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению;
 2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
3. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
 4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
 6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
7. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
8. Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Система оценки результатов освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

2.     Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

Основные направления образовательной работы вокального кружка:
- При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
- Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
- Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
- Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
- Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, подчеркивать голосом логические ударения.
- Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса.
- Совершенствовать умение детей согласованному пению.

 Структура образовательной деятельности.
 1. Вводная часть
- Приветствие. (1-2 мин)
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания, гимнастика для дыхания). (10-11 мин)
2. Основная часть. Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. (11-13 мин)
3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Коммуникативная игра. (5-6 мин)






Октябрь. Занятие 1.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Здравствуйте, ребята», «Давайте познакомимся»

Знакомство. Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Комплекс артикуляционной гимнастики
«Петь приятно и удобно», Л.Абелян, стр.6-7

Упражнение «Цветок», «Свеча»
Знакомство с искусством вокала; инструкции по охране голоса; работа над правильной вокально-певческой постановкой корпуса сидя,
Формировать навык певческого дыхания, развивать диафрагмальное дыхание
Распевание
Пропевание гласных «А-Э-И-О-У».
Чистоговорка «Идет коза»

Удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.
Пение

«Дождик»
«Тяв-тяв» Мерзлякова, стр. 98
Знакомство с песней
Игра
Самомассаж «Дождь, дождь целый день»
способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых




                                                                           
Октябрь. Занятие 2

Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
Настроить на работу, собрать внимание
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Петь приятно и удобно»,
Упражнение «Насос»,
«Обезьянки»

Закрепление правильной певческой установки,
Работа над дыханием, укреплением дыхательных мышц,
Укрепление мышцы языка, губ.
Распевание
Пропевание гласных «А-Э-И-О-У», Слогов «ма-ме-ми-мо-му»
Чистоговорка «Идет коза»

Удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Кантиленное пение. Следить за правильной певческой артикуляцией.
Учить детей четко проговаривать звуки, включая в работу артикуляционный аппарат.
Пение

«Дождик»
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения
Игра
Самомассаж «Дождь, дождь»
способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых.





Октябрь. Занятие 3
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Музыкальное приветствие «Здравствуйте», «Пропой свое имя»
Собрать внимание, настроиться на работу,
установить контакты
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Петь приятно и удобно»,
«Машина»

Научить детей реагировать на жесты педагога
Разогреть артикуляционный аппарат

Распевание
 Импровизация «Зоопарк»
Пропевание гласных «А-Э-И-О-У», Слогов «ма-ме-ми-мо-му»
Чистоговорка «Идет коза»
Развивать звуковысотный слух,
Чисто интонировать на одном звуке, двигаясь по полутонам вверх и вниз, понимать разную атаку звуков мягких и твердых

Пение

«Дождик»
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения
Игра
Игра «Кто как кричит»
О.В. Кацер, стр. 36
Развитие творческих и артистических способностей детей.








Октябрь. Занятие 4
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Музыкальное приветствие «Здравствуйте», «Пропой свое имя»
Собрать внимание, настроиться на работу,
установить контакты
Комплекс артикуляционной гимнастики
Паровоз»
«Машина»
Чистоговорка «Идет коза»
Работа над дыханием- короткий вдох, долгий выдох;
Вибрация губ, развитие мышц
Учить детей четко проговаривать звуки, следить за работой артикуляционного аппарата.
Распевание
«Зоопарк»
Пропевание слогов «ма-ме-ми-мо-му», «да-де-ди-до-ду»
Протяжно, на цепном дыхании повышать и понижать голос
Чисто интонировать на одном звуке, двигаясь по полутонам вверх и вниз, понимать разную атаку звуков мягких и твердых
Пение

«Дождик»
петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
Игра
Игра «Кто как кричит»
О.В. Кацер, стр. 36
развитие творческих и артистических способностей детей.







Ноябрь.  Занятие 1.
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

«В гости»
Развитие коммуникативных навыков, психологическая настройка на занятие.
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Обезьянки»,
«Веселый язычок»
«Шарик»
«Лес ночной» О.Кацер, стр. 17

   Чистоговорка «Лиса»
Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению.
Представить звучание окружающей жизни,
Сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, формировать непринужденность звукообразования
Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению опоры на дыхании
Распевание
«Самолет» - на звук «У»
«Чудо-лесенка»
                                              
«Кто как кричит»
О.В. Кацер, стр. 36
«Лягушка», стр.37
Протяжно, на цепном дыхании повышать и понижать голос
Чисто интонировать при поступенном движении вверх и вниз, формируя самоконтроль. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Пение

«Сказки»
Знакомство с новой песней, работа по фразам
Игра
Пальчиковая игра «Паучок»
Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, развивать чувство ритма



Ноябрь. Занятие 2.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«В гости»
Развитие коммуникативных навыков, психологическая настройка на занятие.
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Веселый язычок»
«Шарик»,
«Насос»
«Лес ночной» О.Кацер, стр. 17
«Лиса»
Тренировать артикуляционный аппарат, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению опоры на дыхании
Сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, формировать непринужденность звукообразования

Распевание
Закрытым ртом,
«Кукушка»
      «Чудо-лесенка»
«Кто как кричит»
О.В. Кацер, стр. 36, «Лягушка» стр.37
Слышать себя и других,
Точно попадать на звуки на динамике p
Чисто интонировать при поступенном движении вверх и вниз, формируя самоконтроль
Пение

«Сказки»
Работать по фразам закрытым ртом, слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии, петь без напряжения
Игра
Пальчиковая игра «Паучок»
Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, развивать чувство ритма





Ноябрь. Занятие 3
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи

Приветствие

«В гости»
Настроить на работу, закреплять коммуникативные навыки

Комплекс артикуляционной гимнастики
«Веселый язычок»,
«Шарик»,
 «Насос»
«Лес ночной»
Чистоговорка «Лиса»
укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению опоры на дыхании, формировать более прочный навык дыхания
Сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, формировать непринужденность зувкообразования

Проговаривать с разной интонацией (удивление, восклицание, вопрос, повествование). Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. Петь на одном звуке.

Распевание
«Чудо-лесенка», «Кукушка», «Милая мама», «Лягушка» Кацер, стр.37
Расширять диапазон детского голоса, попадать на звуки при скачкообразном движении, петь кантилленно

Пение

«Сказки»
Работать по фразам на звук  «…», слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии, петь без напряжения

Игра
          «Паучок»
Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, развивать чувство ритма


                                                                             Ноябрь. Занятие 4.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Здороваемся хлопками
Психологический настрой на занятие,
Работа над ритмом
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Веселый язычок»,
«Шарик»,
«Лес ночной»
Упражнение «Филин» (отрывисто)
Чистоговорка «Лиса»
Работа с мягким нёбом.

Сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, формировать непринужденность зувкообразования, учиться работать диафрагмой

Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. Петь на одном звуке.
Работа над диафрагмой
Распевание
Закрытым ртом, «Би-би-би-би-би, Ту-ту», «Ми-йа-а» , «Милая мама»
Формирование округлых гласных, работа над подвижностью артикуляционного аппарата (следить за поднятием нёбной занавески)
Пение

«Сказки»,
«Дождик»
Работа над текстом, взятием правильного дыхания по фразам, без напряжения. Повторение и закрепление изученного материала
Игра
«Паучок»
Закрепление




Декабрь. Занятие 1.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Упражнение «Здравствуйте»
Здороваемся хлопками разными вариантами.

Настрой на занятие.
Работа над ритмом.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка во время хлопков
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Шарик», «Мыльные пузыри»
Артикуляционная гимнастика «Кузнечик» – Тр-тр-тр (у детей логопедических Т-т-т)
«Филин» - У-у-у (отрывисто)
Формировать более прочный навык дыхания, способствовать ощущению опоры на дыхании,
Учить детей расслаблять мышцы,
развивать динамический слух
Распевание
«Ми-йа-а», «ма-ме-ми-мо-му»


«Да-де-ди-до-ду»
Формирование округлых гласных, работа над подвижностью артикуляционного аппарата (следить за поднятием нёбной занавески)
Следить за активностью подачи твердого звука, тянуть звук, как ниточку,
чувствовать разницу между подачей мягкого звука и твердого
Пение

«Снеговичок»
Знакомство с новой песней, работа над 1 куплетом по фразам
Игра
Коммуникативная игра «Пяточка-носочек»
Способствовать установлению контактов




Декабрь. Занятие 2
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Здороваемся хлопками, а также хлопками обозначаем своё имя
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка во время хлопков
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Насос», «Комарики»,
Чистоговорка «Мышки»
Учить правильно распределять дыхание, на одном «столбе»
Проговаривать четко, с динамическими оттенками
Распевание
Пение закрытым ртом,
«И-а-и» с изменением высоты,
Ма-ме-ми (на одном звуке)
«Миска молока»
Почувствовать мягкое нёбо,
закреплять у детей умение чисто интонировать, удерживать интонацию на повторяющемся звуке, петь кантилленно
Пение

«Снеговичок»
Работать над текстом по фразам (2 куплет), способствовать правильному звукообразованию, учить детей петь в унисон
Игра
Коммуникативная игра «Пяточка-носочек»
Установление контактов







Декабрь. Занятие 3
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Пение с показом рукой высоты звучания
Реагировать на жесты, учить детей соотносить своё пение с показом рук, настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Паровоз»
«Машина»
Чистоговорка «Мышки»
Работа над дыханием – короткий вдох, долгий выдох
Вибрация губ
Тренировать артикуляционный аппарат
Распевание
«Закрытым ртом»
«По волнам»,
Ма-ме-ми (на одном звуке)

«Миска молока»
Учить работать на цепном дыхании, повышая и нижая голос, «рисовать» голосом.

Работа над кантилленным пением и чистотой интонирования
Пение

«Снеговичок»
Работа над песней
Игра
Импровизация на музыкальных инструментах
Работа над ритмом







Декабрь. Занятие 4
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Пение с показом рукой высоты звучания
Реагировать на жесты, учить детей соотносить своё пение с показом рук, настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Паровоз»
«Машина»
Чистоговорка «Мышки»
Работа над дыханием – короткий вдох, долгий выдох
Вибрация губ
Тренировать артикуляционный аппарат
Распевание
«По волнам», «Миска молока»
«ма-ме-ми», «да-де-ди»

Точно интонировать интервалами,
Следить за мягкой подачей звука,
при пении мягких и твердых согласных звуков, атака должна оставаться мягкой, но артикуляция при этом четкая
Пение

«Снеговичок»
Формирование сценической культуры

Декабрь. Занятие 5.
Концертное выступление.
(перед выступлением проработка всех основных моментов на дыхание, звукообразование, голосоведение)





                                                                     Январь. Занятие 1.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Эхо»
Настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания
Комплекс артикуляционной гимнастики
На дыхание «Мышка принюхивается»,
«Лягушка»,
Чистоговорка по выбору
Прочувствование диафрагмального дыхания,
чёткое проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).
Распевание
«Миска молока»,
«Барбос»
Работа над плавным звуковедением  с мягкой атакой звука,
Четкое пение по показу руки, твердая подача звука
Понятие о сольном пении и  об ансамблевом пении

Пение

«Бабушка»
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Работа над 1 куплетом.
Игра
Массаж биологически активных точек «Снеговичок»

развитие внимания, координация движений.



Январь. Занятие 2.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Эхо»
Настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания (Один прохлопывает свое имя, остальные повторяют)
Комплекс артикуляционной гимнастики
На дыхание «Мышка принюхивается»,
«Лягушка»,
Чистоговорка по выбору
Прочувствование диафрагмального дыхания,
чёткое проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией
Распевание
«Миска молока»,
«Барбос»,
«Мама-кошка»
Работа над плавным звуковедением  с мягкой атакой звука, единообразием манеры звука
Твердая атака, четкое произношение согласных при ясном пропевании гласных.
Формирование гласных и согласных.
Пение

«Бабушка»
Работа над песней на звук «…». Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.
Игра
Массаж биологически активных точек «Снеговичок»

развитие внимания, координация движений.




Январь. Занятие 3
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Эхо» - Здравствуйте,
по руке
Настроить детей друг на друга, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания
Комплекс артикуляционной гимнастики
На дыхание «Мышка принюхивается», «Комарики»
«Лягушка»,
Чистоговорка «Белый снег»
    Работать над диафрагмальным дыханием,
чёткое проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.
Распевание
Пение p, закрытым ртом, «Миска молока», «Мама-кошка», «Барбос»
Пение на мягкой атаке кантилена. Работа над единообразием манеры звука.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка хлопками во время пения. Понятие об ансамблевом пение.
Пение

«Бабушка»
Побуждать детей к активной вокальной деятельности, способствовать  развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно
Игра
Массаж биологически активных точек «Снеговичок»
развитие внимания, координация движений.






Январь. Занятие 4.

Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Пение с показом рукой высоты звучания
учить детей соотносить своё пение с показом рук, настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Путешествие на машине»
Чистоговорка «Белый снег»
Освоение пространства. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Распевание
«Лесенка»,
«Мама-кошка»
Пение в унисон а капелла, тянуть звук, как ниточку, отрабатывать перенос согласных
Пение

«Бабушка»
Побуждать детей к активной вокальной деятельности, способствовать  развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.  Разучивание 2 куплета
Игра
Массаж биологически активных точек «Снеговичок»


развитие внимания, координация движений.




Февраль. Занятие 1.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Здороваемся хлопками
Работа над ритмом, над темповым ансамблем
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Встреча язычка с жителями удивительной страны»
Чистоговорка «Белый снег»
Тренировать выдох более открытых гласных «о», «а». Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развивать мимику
Развивать дикцию, артикуляцию
Распевание
«Без слов», «Мы поем»,
 «Барбос»
Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений,
учить детей соотносить своё пение с показом рук.
Пение

«Светлячок»
Разучивание новой репертуарной песни, работа по фразам с правильным формированием гласных и согласных звуков.

Игра
Игра с палочками «Смешные человечки» И. Галянт
Развивать координацию слуха, голоса и движения







Февраль. Занятие 2
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

"Здравствуйте", по руке
Настроить детей на совместную работу,
Решать ритмические задачи

Комплекс артикуляционной гимнастики
«Встреча язычка с жителями удивительной страны»
Чистоговорка «Белый снег»
Тренировать выдох более открытых гласных «о», «а». Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развивать мимику. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат
Распевание
«Ветер», «Волны моря», «Дождь»,
«Мы поем»
Интонациями голоса рисовать различные образы, раздвигать границы певческого диапазона, соблюдать динамические оттенки
Пение

«Светлячок»
Разычивание по фразам 1 куплет на звук «…».

Игра
Игра с палочками «Смешные человечки» И. Галянт
Развивать координацию слуха, голоса и движения







Февраль. Занятие 3.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Здравствуйте»
Настроиться на занятие
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Встреча язычка с жителями удивительной страны»

Чистоговорка
Тренировать выдох более открытых гласных «о», «а». Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развивать мимику
Распевание
«Ветер», «Волны моря», «Дождь»,
«Мы поем»
Интонациями голоса рисовать различные образы, раздвигать границы певческого диапазона
Пение

«Светлячок»
Разучивание по фразам 2 куплета
Игра
Игра с палочками «Смешные человечки» И. Галянт
Развивать детское творчество, импровизировать








Февраль. Занятие 4
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Эхо»
Настроиться на занятие, дать каждому ребен­ку почувствовать себя в центре внимания
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Встреча язычка с жителями удивительной страны»

Чистоговорка
Продолжать тренировать выдох открытых гласных «о», «а». Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развивать мимику
Распевание
«Ветер», «Волны моря», «Дождь»,
«Мы поем», Закрытым ртом «М», переходя на «Ме», «Ма»
Интонациями голоса рисовать различные образы, раздвигать границы певческого диапазона
Работа с открытыми гласными
Пение

«Светлячок»
Работа над песней на слог «…», решать задачи правильного голосоведения, чистого интонирования
Игра
Игра с палочками «Смешные человечки» И. Галянт
Развивать детское творчество, импровизировать






Февраль. Занятие 5.
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Здравствуйте», «Пропой имя соседа ласково»
Настроиться на совместную работу, коммуникативные навыки, установление контактов
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Сердится кошка», «Самолет»,
 «Цветок», «Насос», «Звукообразование и звуковедение» Л.Абелян

Чистоговорка «Возвращаются скворцы»
Усложнять работу дыхательных мышц, снижать и набирать высоту голоса, используя различные речевые и певческие регистры
Развивать более глубокое певческое дыхание; способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат
Распевание
«Путешествие лошадки»

Закрытым ртом «М», переходя на «Ме», «Ма»
Игры с голосом. Развивать пение без напряжения, подражать звукам окружающего мира, помогать стать детям более выразительными
Работа с открытыми гласными
Пение

«Бабушка», «Светлячок»
Работа над концертным исполнением песен
Игра
«Игра с платочком»
снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.



Март. Занятие 1.
Концертное выступление, посвященное празднику 8 марта
Март. Занятие 2
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Здравствуйте», «Пропой имя соседа ласково»
Настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Сердится кошка», «Самолет»,
 «Цветок», «Насос», «Звукообразование и звуковедение» Л.Абелян
 Чистоговорка «Возвращаются скворцы»
Игры с голосом на звукоподражание, в которых усложняется работа дыхательных мышц, работа с регистрами

Чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат
Распевание
«Путешествие лошадки»
Закрытым ртом «М», переходя на «Ме», «Ма»
«Да-де-ди-до-ду»,


«Андрей-воробей»
Развивать пение без напряжения, подражать звукам окружающего мира, помогать стать детям более выразительными
Работа с открытыми гласными Четкое произношение твердых согласных при пении, протяжность гласных, следить за правильной атакой звука
руется активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее
интонационно сползать с заданной ноты.
руется активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее
интонационно сползать с заданной ноты.
Формируется активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты
Пение

«Котенок»
Знакомство с репертуарной песней
Игра
Горячая картошка.  Игра - розыгрыш.
   Руководитель называет разные фрукты, которыми детей угощают на дне рождения. При помощи мимики и жестов, надо показывают вкусные они или нет. И, вдруг, попадается горячая картошка. Держа её во рту, остужаем при помощи дыхания. Это упражнение, также, хорошо использовать для развития артикуляции.


Март. Занятие 3
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

«Поздоровайся с соседом справа ласково»
Настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
Чистоговорка  «Возвращаются скворцы»,
«Цветок», «Свеча», «Испуг»
Чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат,
Развивать певческое дыхание, чувствовать диафрагму
Распевание
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности
«По волнам», «Качели» «Путешествие лошадки»
 «Андрей-воробей»
«Воробей простачок» Кацер, стр.46
Закреплять навык детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;
Работать над осмысленным и выразительным музыкальным
действием
Формируется активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты
Умение слушать друг друга
Пение

«Котенок»
Разучивание по фразам 1 куплета
Игра
Горячая картошка
 Игра-розыгрыш




Март. Занятие 4
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Поздоровайся с кем хочешь
Закрепление коммуникативных навыков
Комплекс артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упражнение «Я обиделся», «Я радуюсь». Чистоговорка «Возвращаются скворцы»
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Распевание
«Путешествие лошадки по лесу»

«Мама-кошка», «Барбос»



«Андрей-воробей»
Формировать слуховое восприятие.
Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.
Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;
Формируется активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты
Пение

«Котенок»
«Воробей простачок»
Разучивание по фразам 2 куплета
Умение слушать друг друга
Игра
Игра с платочком
снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Март. Занятие 5
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Поздоровайся с кем хочешь
Закрепление коммуникативных навыков
Комплекс артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. Упражнение «Я обиделся», «Я радуюсь», «Я сержусь», «Я боюсь»
Чистоговорка «Возвращаются скворцы»
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Распевание
«В лесу»

«Мама-кошка»



«Андрей-воробей»
Формировать слуховое восприятие.
Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.
Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;
Формируется активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты
Пение

«Котенок»
«Воробей простачок»
Работа над правильным звуковедением.
Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности



Апрель. Занятие 1
Содержание деятельности
Репертуар
Задачи
Приветствие

Пение с показом рукой высоты звучания
Реагировать на жесты, учить детей соотносить своё пение с показом рук, настроиться на работу

Комплекс артикуляционной гимнастики
«Паровоз»
«Машина»,
«Лес ночной»
Чистоговорка «Козлик»
Работа над дыханием – короткий вдох, долгий выдох
Вибрация губ
Тренировать артикуляционный аппарат
Распевание
«Самолет»
«По волнам»
«Миска молока»
Учить работать на цепном дыхании, повышая и нижая голос, «рисовать» голосом.
Работа над кантилленным пением и чистотой интонированияя
Пение

«Котенок»
«Воробей простачок»
Пение каждого куплета на разных слогах, развитие вокального слуха
Игра
«Облако»
Закрывая глаза, произнося звуки, дети двигаются по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его. Выработка слуха, внимания, импровизация



Апрель. Занятие 2
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Пение с показом рукой высоты звучания
Реагировать на жесты, учить детей соотносить своё пение с показом рук, настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Мышка принюхивается», «Насос»
Упражнение «Тихий голос»,
«Лес ночной»
«Козлик»
Продолжать тренировать прочный навык дыхания
Укреплять голосовые связки, развивать динамический слух
На снятие напряжения шейных мышц
Распевание
«Мяу», «Белочки» А. Евтодьевой
Развивать чистоту интонирования за счет образности
Пение

«Котенок»
Работа над концертным исполнением песни
Игра
Подвижная игра «День-ночь»
По сигналу «День» дети бегут врассыпную, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь» - замирают. «Сова» медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.
Игра на снятие мышечного  тонуса, развитие внимания и  воображения







Апрель. Занятие 3
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Пение с показом рукой высоты звучания
Реагировать на жесты, учить детей соотносить своё пение с показом рук, настроиться на работу
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Мышка принюхивается», «Насос»
Упражнение «Тихий голос» с увеличением динамики,
«Лес ночной»
 «Козлик»
Продолжать тренировать прочный навык дыхания
Укреплять голосовые связки, развивать динамический слух

Следить за снятием напряжения шейных мышц
Распевание
«Мяу»
«Белочки» А. Евтодьевой


Развивать чистоту интонирования за счет образности
Пение


«Котенок»

Работа над концертным исполнением песни

Игра

«День-ночь»

Игра на снятие мышечного  тонуса, развитие внимания и  воображения





Апрель. Занятие 4
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Поздоровайся с кем хочешь
Развивать коммуникативные навыки
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Хоботок», «Насос»
Упражнение «Тихий голос» с увеличением динамики
«Козлик»
Для координации движений губ и выдоха.
Продолжать тренировать и развивать прочный навык дыхания
Укреплять голосовые связки, развивать динамический слух
Следить за свободой шейных мышц
Распевание
«Миска молока»,
«Барбос»,
«Белочки»
Закреплять у детей умение  чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на повторяющемся звуке, точно интонировать интервалы
Пение


«Дружба»


Знакомство с новой песней, разучивание 1 куплета,

Игра
«День-ночь»
Игра на снятие мышечного  тонуса, развитие внимания и  воображения






Май. Занятие 1

Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Поздоровайся хлопками
Настроиться  на занятие,
Упражняться в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Плывем на корабле»
Продолжать развивать диафрагмальное дыхание,
Укреплять голосовые связки, развивать динамический, ритмический, интонационный  слух
Распевание
Закрытым ртом, «Мама-кошка», «Лесенка»,
«Кот и мышка» А. Евтодьевой
умение  чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на повторяющемся звуке, точно интонировать интервалы
Пение

«Дружба»
Разучивание 2,3 куплетов,
Побуждать детей к активной вокальной деятельности
Игра
Массаж рук «Божья коровка» по А. Уманской
Достигать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. Под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.






Май. Занятие 2

Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Поздоровайся хлопками
Настроиться  на занятие,
Упражняться в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Плывем на корабле»
Продолжать развивать диафрагмальное дыхание,
Укреплять голосовые связки, развивать динамический, ритмический, интонационный  слух
Распевание
Закрытым ртом, «Мама-кошка», «Лесенка»,
«Кот и мышка» А. Евтодьевой
Чувствовать мягкое нёбо,
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку,
 точно интонировать интервалы
Пение

«Дружба»
Закрепление выученного материала.
Побуждать детей к активной вокальной деятельности, пропевать звуки, используя движения рук
Игра
Массаж рук «Божья коровка» по А. Уманской
Достигать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. Под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.





Май. Занятие 3

Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Поздоровайся хлопками
Настроиться  на занятие,
Упражняться в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками
Комплекс артикуляционной гимнастики
«В походе»
Продолжать развивать диафрагмальное дыхание,
Укреплять голосовые связки, развивать динамический, ритмический, интонационный  слух
Распевание
Закрытым ртом, «Мама-кошка», «Лесенка»,
«Кот и мышка» А. Евтодьевой
Чувствовать мягкое нёбо,
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку,
 точно интонировать интервалы
Пение

Повтор выученного материала
Побуждать детей к активной вокальной деятельности, пропевать звуки, точно интонируя.
Работать над сценическим действием.
Игра
Массаж рук «Божья коровка» по А. Уманской
Достигать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. Под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.





Май. Занятие 4
Содержание деятельности
Репертуар
задачи
Приветствие

Поздоровайся хлопками
Настроиться  на занятие,
Упражняться в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками
Комплекс артикуляционной гимнастики
«В походе»
Продолжать развивать диафрагмальное дыхание,
Укреплять голосовые связки, развивать динамический, ритмический, интонационный  слух
Распевание
Закрытым ртом, «Мама-кошка», «Лесенка»,
«Кот и мышка» А. Евтодьевой
Чувствовать мягкое нёбо,
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку,
 точно интонировать интервалы
Пение

Повтор выученного материала
Работа над концертным выступлением,
Развивать у детей выразительность пения, без напряжения, плавно. Работать над сценической культурой.
Игра
Массаж рук «Божья коровка» по А. Уманской
Достигать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. Под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Май. Занятие 5
Отчетный концерт.


1 комментарий:

  1. Замечательный сайт. Всё доступно, понятно и очень интересно.

    ОтветитьУдалить