Развитие певческих
навыков у дошкольников.
Советы
начинающим педагогам
Общие проблемы в
пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук
и невнятная дикция. Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику,
которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро
достигнуть хороших результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь,
применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные
моменты. У малышей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен
воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать
игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Музыкальному руководителю следует помнить о том, что у
детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться.
Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное,
голосовые складки смыкаются неплотно. Педагог при работе с детьми
обязательно должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к
детскому голосу осторожно и бережно.
Прежде всего, необходим продуманный песенный
репертуар. Основными требованиями к нему являются:
– художественная ценность;
– доступность текста и мелодии;
– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой
октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой
октавы – до второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка.
Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно
и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию
вокально-хоровых навыков проводится с помощью упражнений, которые используются
на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки
– прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий
развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания
голоса, расширению его диапазона.
Певческая установка –
это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно,
необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о
правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью
следующих упражнений:
Сидит дед,
Ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Сидит баба Яга,
Очень страшная она.
Быть такими не хотим,
Очень ровно мы сидим.
Овладеть певческим дыханием детям
помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том,
что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания.
Работа над правильным звукообразованием строится
на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу
помогут следующие игры:
– пение с приставленной к уху ладонью;
– пропевание гласных А-Э-И-О-У;
– пение с закрытым ртом и др.
Для правильного формирования гласных хорошо
использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них
делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.
Главная задача педагога при работе над звуковедением –
добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой
кропотливой работе является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно
пресекать громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.
Начиная работу над точностью интонирования, необходимо
дать детям понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является
«Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу
может оказать следующий материал:
– дидактические пособия с движущимися деталями,
которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;
– картинки, основанные на ассоциациях;
– различные наглядные пособия.
Эффективным методом в работе над интонированием
является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на
схеме.
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения
детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально
надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают
упражнения на развитие ладового чувства:
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на
тонике.
Очень эффективный метод развития ладового чувства и
музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая
импровизация.
Для красивого пения необходимо владение артикуляцией
и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей,
особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить
специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при
пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения
нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на
качество исполнения».
Можно использовать в работе:
– утрированный показ;
– артикуляционную гимнастику;
– озвученную артикуляционную гимнастику;
– проговаривание и пропевание скороговорок в разном
темпе.
Фонопедический метод развития голоса направлен
на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса.
Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство
ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной
деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения
«Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по
ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков у
детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого
голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса.
Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос
звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два –три звука вокруг
примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе
вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую.
Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня
соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими
голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же
песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном
голоса, но транспонированные в более высокие тональности,
соответствующие типу голоса ребёнка. При разучивании «Прибаутки» (р. н. м.
«Наша горка высока») первую фразу начинают петь дети с высокими и средними
голосами, вторую фразу продолжают петь дети со средними и низкими голосами.
Большого внимания заслуживает приём поочерёдного
пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая
друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент
побуждает их петь точнее.
Особое внимание нужно уделить нечисто поющим детям,
размещать их следует ближе к музыкальному руководителю. Сидя впереди, такие
дети будут слышать правильно поющего взрослого и хорошо поющих детей, сидящих
сзади.
Очень полезная информация))
ОтветитьУдалить