Мой взгляд на профессию

Мой взгляд на профессию

  Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми. Как только осознала, что я - музыкант. Но произошло это не вдруг... Моя мамочка, п...

среда, 1 марта 2023 г.

КООРДИНАЦИЯ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ - «ГУДОШНИКОВ»

 Часто музыкальные руководители детских садов сталкиваются с проблемой неправильного интонирования мелодии песен детьми. Одни поют низко, грудным резонаторами, другие, наоборот, слишком высоко, фальцетным звуком. Педагогу важно знать и понимать, почему это происходит и как это исправить.

В этой статье речь пойдет о детях, поющих низко, так называемых «гудошниках». Дети, поющие низким (грудным) звуком, имеют очень ограниченный диапазон, так как голосовые связки при сокращении мышц становятся в этот момент толстыми и короткими, как следствие, более вялыми, малоподвижными. В свою очередь мобильность голоса становится минимальной. Но педагогу необходимо знать, что у детей, «гудящих» на двух-трёх звуках, часто неплохой звуковысотный слух. Ребенок слышит, что он поет не тот звук, который звучит на инструменте или голосом педагога, но исправить не удается, потому что он не умеет управлять голосовыми связками, и, как результат, не получается воспроизвести более высокие тона. Так проявляется нарушение координации слуха и голоса. И если нет каких-либо патологических проблем, такое нарушение можно исправить достаточно быстро. Уже через несколько занятий ребенок начнет правильно петь простые попевки, если начать с его природных звуков, примарной зоны, постепенно расширяя диапазон, повторяя короткие попевки, двигаясь по полутонам вверх и вниз.

Есть еще один очень эффективный прием при работе с «гудошниками». Перескочив на октаву вверх от примарной зоны, попросить ребенка спеть простую попевку тонким голосом. Такое переключение на другой регистр настраивает голос ребенка на фальцетное звучание, так как пропищать можно, только используя краевое колебание голосовых связок. И за счет того, что в работе голосовых связок задействованы другие мышцы, ребенок начинает правильно воспроизводить мелодию на высоких звуках. Это говорит о том, что ребенок пока не научился одинаково пользоваться различными группами мышц. Задача педагога — скоординировать работу всех групп мышц гортани. Полезны различные певческие задания на звукоподражание (спеть, как кукушка, высоко сидящая на дереве; пропищать, как мышонок; проехать на машине, встретив по пути паровоз и т. п.), использовать музыкальные игры, в которых не поющие дети активно слушают музыку, пропевать песни на отдельные слоги или гласные звуки, с закрытым ртом или даже «про себя». Практика пения мелодии песни без текста очень эффективна для улучшения координации слуха и голоса ребенка.

Предлагаемые методы можно использовать как индивидуально, так и при работе с группой. Зная музыкально-слуховые возможности группы, нужно найти удобные для всех детей примарные звуки, подобрав нужную тональность.

На каждом музыкальном занятии необходимо уделять время пению — распеванию, пению попевок, работе над песней с сопровождением и без. Такая кропотливая работа принесет свои плоды — активизирует музыкальный слух каждого ребенка, улучшит интонацию, повысит качество голоса, скорость восприятия текста и мелодии. Привыкнув контролировать свой голос слухом, ребенок с каждым разом будет петь всё лучше и лучше.

 

Список литературы:

1. Багадуров, В.А. Вокальное воспитание детей / В. А. Багадуров //Институт художественного воспитания. — М.: Издательство Академических педагогических наук РСФСР, 1953. - стр. 96.

2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. - стр. 270.

3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения / Г.П. Стулова. -М.: Прометей, 1992. - стр. 270.



Комментариев нет:

Отправить комментарий