Мой взгляд на профессию

Мой взгляд на профессию

  Я всегда знала, что буду заниматься музыкой с детьми. Как только осознала, что я - музыкант. Но произошло это не вдруг... Моя мамочка, п...

понедельник, 24 апреля 2023 г.

Игры на развитие дыхания

                                          ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Сделать глубокий вдох носом, задер­жать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык про­сунуть между ними, свернуть его и подуть в полу­чившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикреплен­ную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача: развить плавный, длительный, направ­ленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцвет­ные сухие листья с разных деревьев.

Описание. На уровне рта ребенка на нитках под­вешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через тру­бочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, на­учить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими яр­ко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огу­рец, укроп.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Ре­бенок рассматривает, называет овощи, нюхает и за­поминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрос­лый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

 

Игра    «Отгадай, что за фрукт»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, на­учить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рас­сматривает, называет, нюхает их, затем с завязан­ными глазами старается определить по запаху пред­ложенный ему фрукт.

Игра «Приятный запах»

Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание. Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произно­сят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Игра «Фокус»

Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким зада­нием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и та­ким же образом стараться ее сдуть.

 

 

 

Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Задача: выработать умение целенаправленно ме­нять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружа­ет широкие «ворота» из кубиков или другого строи­тельного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попа­дания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «во­рота» узкими.

Игра «Кто дальше задует ватку в "ворота"»

Задача: тренировать плавную, непрерывную воз­душную струю, при необходимости изменять ее на­правление.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Игра проводится как соревнование, ес­ли у детей хорошо получается предыдущее упражне­ние. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут неболь­шой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ре­бенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения ре­чевых органов: раздувание щек, выдох только на гу­бы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Буря в стакане»

Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломин­ка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соло­минку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать допол­нительного вдоха.

Игра «Погудим!»

Задача: тренировать длительный, целенаправ­ленный выдох.

Оборудование: любые стеклянные пузырьки не­большого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и за­тем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть само­стоятельно.

Игра «Лодочки»

Задача: научить детей менять силу и направле­ние выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый пред­лагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том ме­сте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы рас­тянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготов­ленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напро­тив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнитель­ного вдоха, как можно дальше продвинуть свой са­молетик по столу.

 

Игра «Надуй игрушку»

Задача: развить сильный, длительный, непре­рывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание. Ребенок должен надуть шарик или иг­рушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отвер­стие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направ­ленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вы­резанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигур­ку по поверхности стола. Перед началом игры дела­ется один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Игра «Вертушка»

Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: сначала бумажная, затем пласт­массовая вертушка.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

 

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пу­шинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

 

Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свеч­ки для торта.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подгото­виться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам из­готавливает «куличики» («тортики») из песка, в ко­торые затем втыкаются свечки в соответствии с воз­растом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание. Взрослый кладет любой легкий пред­мет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воз­душной струи.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, ав­томатизировать звуки [с], [ш].

Описание. Дети стоят близко друг к другу в ма­леньком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не ло­пайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети сно­ва сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимо­сти от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

 

 

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной но­те тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополни­тельного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

 Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», ауди­озапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание. Взрослый показывает детям картин­ку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начина­ется» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вью­га» - изменяют силу голоса до громкого (но не кри­ка), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Игра «Лестница»

Задача: тренировать речевое дыхание, длитель­ность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протяги­вать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наобо­рот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребен­ку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице. 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий