Музыкальное
развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью
самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно
заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность
ребёнка возможна при условии
создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной
музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок
в группе (музыкальная зона).
Развитие
творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его
привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность,
доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов,
дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
Музыкальный уголок
– это место, где дети познают музыку и её красоту.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться
в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение
детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Место для
музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы
и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в
освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с
одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют
сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям
дошкольников.
Как оформить музыкальный уголок?
1. При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
2. Музыкальная предметная среда должна быть
соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
3. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных
пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды
эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны
лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и
способствует концентрации внимания.
4. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого
дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие
психологической релаксации и психическому расслаблению.
5. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.
На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских
выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными
инструментами.
6. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные
музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также
музыкальные игрушки.
Полезно ввести
в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них,
дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память.
Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический
слух и мелкую моторику рук.
Музыкальный
уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить
и брать инструменты и пособия.
Для того чтобы
у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной
деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне,
вносить новое оборудование.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
При подборе
оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.
В музыкальных уголках
должны находиться:
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это
·
мягкие игрушки;
·
мягкие музыкальные игрушки;
·
куклы - неваляшки,
·
образные
музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки (собачка,
котик, петушок, зайка и т.п.)
2.
Образные пособия — это
1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
2)
Музыкально —
дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие
звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление
программного материала
·
«Птицы и птенчики»,
·
«Кукла шагает
и бегает»,
·
«Угадай на чем играю?»,
·
«Повтори звуки»,
·
«Где мои детки?»,
·
«Что делают
дети?»,
·
«Сложи песню по ритмическому рисунку»,
·
«Догадайся кто поет»,
·
«Тише - громче в бубен бей»,
·
«Назови песню по картинке»,
·
«Чудесный мешочек».
Музыкально –
дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены,
тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и
слушать музыку.
3) Иллюстрации
· - пособия типа
«Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками
(н-р, изображение
различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и
т.д.)
- всевозможные картинки:
- книжки-малютки «Мы поем»,
·
музыкальные
картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого
альбома или отдельные красочные иллюстрации,
·
иллюстрации по теме «Времена
года»,
·
иллюстрации из «Музыкального букваря»,
·
иллюстрации музыкальных инструментов,
·
ноты,
· - картинки с
изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных
инструментах,
· - альбомы «Мы
рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных
музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,
· - альбомы для
рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов
мира»,
· - графическое пособие
«Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения
характера мелодии при слушании произведений.
3. Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) - это неозвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).
· - альбом песен с
иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать
содержание определенной песни
4. Озвученные
музыкальные инструменты и игрушки, которые
подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:
1)
игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы,
колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)
-
Для развития
звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой
колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно,
может стать музыкальной лесенкой.
-
Для развития
ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами
ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной
определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок
придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
-
Для развития
тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп –
струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру
и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны,
металлофоны и треугольники , и т.д.(музыкальный молоточек, шарманки, гитары,
погремушки, музыкальные волчки и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь
из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.
2)
игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки,
свистки, саксафоны и др.)
3)
игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и
т.д.)
4)
игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим
звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.)
5.
Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа):
1)
всякого рода
шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);
2) шелестящие инструменты:
а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные
во всевозможные коробочки
типа
«киндер-сюрпризов»;
б) металлические баночки
разных размеров, которые
могут образовать семейство барабанов;
в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами,
бубенчиками,
скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными
на неё пробками от газированной воды и т.д.
6. Технические средства
Желательно в
каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку с музыкальным репертуаром ( с записью детских
песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных
явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых
мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок,
прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать
музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает
всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет
удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или
просто поиграть.
7. Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
В дошкольном
учреждении для успешного музыкального развития ребенка, используют различные
музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в
непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они
находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей:
7. Музыкальная
предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту
ребенка.
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
- Ванька – встанька
ü Музыкальные
«поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
ü Музыкальные
инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки
- Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
ü Неозвученные
бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм
ü Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с
колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального
творчества (пополняется по необходимости)
- Ширма настольная с перчаточными игрушками
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей
ü Музыкальные картинки к песням, которые могут быть
выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ü Музыкальные
инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки
- Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
ü Неозвученные
бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
ü Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные
инструменты оставить с младшей группы и добавить:
- Металлофон
- Шумовые инструменты для детского оркестра
- Книжки «Наши песни» (каждая Фланелеграф или магнитная доска
- Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты»,
«Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
- Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята»,
«Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики»
и др.
ü Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая
и большая птички или маленькая и большая матрешка
ü Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону)
- Ширма настольная и набор игрушек
ü Магнитофон и набор
программных аудиозаписейкнижка иллюстрирует знакомую
детям песню)
СТАРШАЯ ГРУППА
Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется
следующее:
- Бубны, барабаны, треугольники
ü Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим
звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
- Иллюстрации по теме: «Времена года»
ü Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие
в изготовление инструментов для шумового оркестра)
- Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку
по двум звукам»,
«Бубенчики», «Музыкальная лесенка»,
«Ритмическое лото» и др.
- Атрибуты к подвижным играм
- Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
- Настольная ширма и ширма по росту детей
- Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
ü Атрибуты для детского танцевального творчества:
элементы костюмов к знакомым народным танцам
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе,
Музыкальные инструменты: маракасы, бубны,
арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты,
барабаны.
Портреты композиторов
ü Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей,
в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных
произведениях и полюбившихся песнях
ü Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица
с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при
слушании музыки
ü Наглядные пособия: «Симфонический оркестр»,
"Народные инструменты»
Самодельные инструменты для шумового оркестра
Музыкально-дидактические игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий